Лениградская Правда
11 DECEMBER 2025, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Новодевичий монастырь не попал в охраняемую зону
16.12.2008 11:22
В петербургский закон о режимах охранных зон, который на днях будет принят законодательным собранием города, странным образом не попала территория и постройки Новодевичьего монастыря. Настоятельница монастыря игуменья София была вынуждена написать подробное письмо в городской комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Больше всего ее возмущают пресловутые двойные стандарты власти, отказывающейся защищать монастырь -- памятник федерального значения -- от приблизившихся к нему вплотную коммерческих застройщиков, но требующей при этом от насельников соблюдения охранных мероприятий.

Воскресенский Новодевичий монастырь начали строить еще при Елизавете Петровне по проекту Франческо Растрелли на том месте, где сейчас находится комплекс Смольного собора (сам собор и здание института благородных девиц). В начале XIX века Ольга Николаевна, будущая королева Вюртембергская, любимая дочь Николая Первого, уговорила отца найти новое место для строительства монастыря -- в Московской заставе. Монастырь, построенный по проекту архитектора Ефимова, в годы советской власти был полностью разорен. А на бывших монастырских землях появилось несколько новых зданий и организаций. Несколько лет назад, когда оставшиеся постройки и часть земли вернули церкви, монастырь восстановил часть зданий. Но город наступает на него со всех сторон.

В начале осени специалисты по охране и общественность уже поднимали вопрос о незаконности строительства прямо рядом с монастырем высотных жилых домов. Губернатор Валентина Матвиенко признала возведение высоток очередной градостроительной ошибкой, но заявила, что не будет требовать ее исправления. Благодаря усилиям игуменьи Софии и защитников истории дальнейшее строительство удалось приостановить. Правда, расслабляться не приходится, утверждает игуменья, опасающаяся, что компания-застройщик, взявшая паузу из-за отсутствия части разрешений на работы, начнет наверстывать упущенное ускоренными темпами.

Противопоставить строителям пока нечего -- как раз в силу отсутствия четких границ охранной зоны вокруг памятника федерального значения, каким является Новодевичий. Точнее, КГИОП сформировал охранную зону, но в городской закон она не попала. Для внесения соответствующих поправок в закон о режимах охранных зон игуменье предложили провести историко-культурную экспертизу, которую монастырь, как заинтересованная сторона, должен оплатить самостоятельно.

При этом пользователями объектов недвижимости, исторически входивших в монастырский комплекс, являются еще несколько вполне светских организаций, в частности «Союзпушнина», стадион «Московский», станция переливания крови, фирма «Аларм». Но только монастырю комитетом по охране памятников предписано восстановить историческую планировку Южномонастырского сада. «Это откровенно предвзятое отношением к монастырю, -- считает игуменья София. -- Мы должны выполнять охранные мероприятия, а коммерсанты -- нет».

Еще одна серьезная проблема -- монастырское кладбище. До революции оно было вторым по статусу после кладбища Александро-Невской лавры, и здесь были захоронены знаменитые деятели российской политики и культуры -- Карамзины, Энгельгардты, Тютчев, Некрасов, родственники Петра Столыпина. В советское время, особенно в хрущевскую эпоху, кладбище было почти уничтожено: по постановлению Ленгорисполкома сносились надгробия со старых могил. Сейчас КГИОП взял под свою охрану часть исторических захоронений, но судьба кладбища по-прежнему находится в руках бюро ритуальных услуг, а не монастыря.
Время новостей , 16.12.2008


Ещё одной - после Охты и Муринского ручья - потенциальной локацией экологической катастрофы может стать акватория Невы вблизи Финского залива. Речь идёт о затонувшем, "прилёгшем на бок" у Балтийского завода буксире "Капитан Ушаков". После летнего инцидента его должны были поднять к 20 ноября, но этого не случилось."Капитан Ушаков" ходит не на вёслах, двигают его дизель-генераторы, а объём цистерн для дизельного топлива на корабле (из технических характеристик проекта 23470) - солидные 316 кубометров. Сколько сейчас "в баках" корабля топлива - неизвестно. Равно как и о перспективах сохранения герметичности в подобном положении "Капитана Ушакова". В случае утечки топлива распространение загрязнения может быть неконтролируемым: как на набережные Невы в районе Васильевского острова и Английской набережной / Адмиралтейских верфей, так и на территории Невской губы.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2025, Ленправда
info@lenpravda.ru